Черноморский фонд регионального сотрудничества

Черноморский фонд регионального сотрудничества / ЧФРС (англ. «The Black Sea Trust for Regional Cooperation») был основан в 2007 г. Германским фондом Маршалла (США) при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Еврокомиссии, Министерства иностранных дел Румынии, Правительства Латвии, Фонда Роберта Боша (Германия) и ряда американских фондов.

Среди заявленных целей организации – укрепление демократических институтов в республиках бывшего СССР, в том числе в ряде южных регионов России. В частности, ЧФРС ведет работу по следующим направлениям:

— давление на государственные учреждения через активных граждан;

— содействие вовлечению гражданского общества в разрешение конфликтов;

— развитие трансграничной сети влияния в государственном, частном и некоммерческом секторах;

— финансирование политических и остросоциальных проектов;

— координация исследований;

— проведение лидерских программ для молодежи.

Отмечается, что деятельность Фонда ведется в фарватере внешней политики европейских государств.

За 10 лет своего существования ЧФРС зарекомендовал себя как организацию, ведущую подрывную деятельность в отношении российской государственности и откровенно враждебную интересам России работу. В результате 3 июля 2017 г. Министерство юстиции на основании решения заместителя Генпрокурора РФ внесло Черноморский фонд регионального сотрудничества в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ. Таким образом, ЧФРС стал одиннадцатой НКО в данном списке.

Скандалы с участием организации

Информационное противодействие и саботирование усилий России по борьбе с COVID-19 в Черноморском регионе

Весной 2020 г. Черноморский фонд регионального сотрудничества объявил грантовый конкурс для НКО из Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Румынии и Украины. К основным целям программы относились противодействие дезинформации, якобы исходящей от РФ и КНР, и «отслеживание рисков участия России и Китая в борьбе с пандемией коронавируса». Размер гранта для каждой организации составил 1,8 млн рублей (25 тыс. долларов). Подробнее об этом читайте в нашем расследовании.

Финансирование антироссийских экспертных мероприятий по тематике Южного Кавказа

В 2019 г. при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества свет увидел 7-й номер электронного бюллетеня «Актуальные диалоги – 2019». Документ был подготовлен по итогам онлайн-конференции с участием экспертов из стран Южного Кавказа и России. Анализ бюллетеня позволяет сделать вывод об откровенно русофобской позиции большинства опубликованных аналитиков. В частности, отмечалось, что между Россией и Арменией не существует сотрудничества ни в экономической, ни в транспортной сферах. В августе 2008 г. Россия якобы осуществила агрессию в отношении Грузии, несмотря на то, что Международная комиссия по расследованию обстоятельств войны доказала, что инициатором конфликта стала грузинская сторона, а в зоне боевых столкновений находились российские миротворцы в соответствии с международными соглашениями. Список подобных тезисов от т.н. «экспертов» можно продолжать очень долго.

Воздействие на официальных государственных лиц Грузии

Отметим, что тезис об «оккупированных Россией грузинских территориях» последовательно тиражируется Черноморским фондом в том числе на официальном государственном уровне. Так, в октябре 2018 г. государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили встретилась с представителями ЧФРС для обсуждения способов «повышения осведомленности и информированности о Грузии в США и европейских странах». В ходе встречи выяснилось, что в Южной Осетии якобы нарушаются права человека, а для местного населения был введен ряд ограничений (каких именно, госпожа Цихелашвили не пояснила). Итоги дискуссии были подведены словами «Была отмечена деструктивная роль России в конфликте».

Публикация враждебных исследований о России в сотрудничестве с украинскими аналитическими структурами

В сентябре 2018 г. ЧФРС и Аналитическая группа по вопросам гибридной войны Украинского кризисного медиацентра опубликовали доклад «Как российские СМИ разжигают вражду по отношению к Западу». В материале шла речь о целях и методах т.н. «кремлевской пропаганды» как внутри России, так и за ее пределами. Любопытно отметить, что среди негативных аспектов информационной политики российских госканалов авторы документа выделили «запуск сообщений с разными версиями альтернативной правды, которые дезориентируют людей, привыкших мыслить критически». Следует сделать вывод, что представленность в СМИ разных точек зрения на те или иные события не является нормальным явлением для украинцев и европейско-американских фондов.

Координация румынско-украинских усилий по дискредитации России в Черноморском регионе

В 2016 г. в украинском издании «Европейская правда» была опубликована статья «Румыния и Украина – возможна ли дружба из-за общего врага». Материал подготовлен в рамках проекта ИМП «Аудит внешней политики Украины», выполнявшегося при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества и Агентства США по международному развитию. Из текста следует, что «почти европейцы» вознамерились сблизиться с Румынией, найдя для этого основание в виде «общего врага» – т.е. России. Любопытство вызывает логика авторов статьи, заявивших, что «агрессивные действия РФ сложно не заметить». А буквально через одно предложение выясняется, что «США запустили на румынской базе Девеселу комплекс противоракетной обороны НАТО». По-видимому, расширение военного блока на Восток агрессией не считается…

Вмешательство в выборы на Украине

В 2012 г. заместитель руководителя Комитета избирателей Украины Наталья Линник заявила о том, что при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества на Украине реализовывался проект, предусматривавший образовательные мероприятия и юридические консультации для избирателей во время избирательной кампании. Ни для кого не секрет, что результатом подобных действий американских и европейских фондов стал политический кризис 2013-2014 гг., вылившийся в «Евромайдан» и открытое противостояние гражданских лиц и силовиков на улицах Киева.

Финансовые показатели

Как правило, западные фонды публикуют ежегодные отчеты о денежных суммах, потраченных на грантовые программы. Между тем, ЧФРС скрывает данную информацию, а в отчетах Германского фонда Маршалла Фонд не фигурирует вовсе. Однако секция FAQ (часто задаваемые вопросы) дает представление об объемах финансирования конкретных проектов. Так, минимальная сумма на ту или иную кампанию составляет 390 тыс. рублей (5 тыс. долларов), максимальная – 4,6 млн рублей (60 тыс. долларов). В среднем же реципиенты получают по 2 млн рублей (25 тыс. долларов).

Оцените статью
Список иноагентов РФ